Образовательная программа "Клиническая психология" |
Образовательная программа "Клиническая психология" 140 академических часов (4 учебных месяца) Клиническая психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациентов и медицинских работников, профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний. Цель курса: изучение теоретических основ клинической психологии, освоение практических умений, необходимых клиническому психологу для работы в учреждениях здравоохранения и личной практике. Полученные знания, умения и навыки клинического психолога обеспечат квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе экспертной), психокоррекции и психологического консультирования (определение мишеней, способов консультирования). Компетенции, формируемые в результате освоения курса Процесс изучения курса направлен на формирование способности и готовности к:
Тематическое содержание курса I. История клинической психологии. Первые научные представления о психике, психических процессах и их нарушениях. Упадок развития психологии, медицины в средние века в Европе, достижения арабских врачей. Развитие представлений о психике в эпоху ренессанса (Декарт, Спиноза). Эмпирическая психология Локка. Конец XVIII-начало XIX веков: исследование деятельности мозга, связь поражения отдельных областей мозга с психическими функциями (Брок, Галль, Холле). Исследование Вундта. Понятие «клиническая психология», введенное Уитмером. Первое экспериментально-психологические лаборатории в России. Вклад в развитие клинической психологии Крепелина, Кречмера. Бине, Жанэ. Глубинная психология (Фрейд). Бихевиоризм (Уотсон), необихевиоризм (Скиннер, Толлер, Холл). Гештальт- психологи (Вертхаймер, Келлер, Коффка, Левин). Проблема соотношения мозга и психики (Павлов, Бехтерев, Клейст). Развитие глубинной психологии: аналитическая психология, индивидуальная психология, гуманистическая. Психоаналитическая психология, интерперсональная теория психиатрии. Развитие клинической психологии в России (Осипов, Вырубов, Лурия, Павлов, Бехтерев, Мясищев). Когнитивная психология, когнитивная психотерапия (Эллис, Бек). Гуманистическая психология (Маслов, Уоллпорт, Роджерс). Гуманистический подход в психотерапии (Перлз, Франкл, Лоуэн). Развитие нейропсихологии в России (Хомская, Целикова, Корсакова, Вассерман). II. Теоретико-методологические основы «Клинической психологии». Мировоззренческая позиция клинического психолога: психоаналитическая модель, когнитивно-бихевиоральная, гуманистическая, экзистенциальная... Принципы клинической психологии, в которых реализуется методология: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, структурности личностного подхода. Категория психического здоровья. Определение болезни. Границы психической «нормы» и «не нормы». Принципиальные трудности теоретического решения этой проблемы. Основные категории психического аппарата: категория «фактора», категория психологического синдрома, категория «внутренних переменных», «процессуальная ориентация». Этика в клинической психологии. III. Типология нарушений. Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств, состояний при разных видах патологии психики. Нарушения восприятия. Агнозии, виды агнозий. Иллюзии. Галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации). Этиология псевдогаллюцинаций. Нарушения произвольных движений. Апраксин. Виды апраксий. Нейропсихический анализ. Нарушения речевой регуляции произвольного поведения (поражение лобных долей мозга). Феноменология кататонических двигательных расстройств. Кататонический ступор, кататоническое возбуждение. Нарушение речи. Афазии, виды афазий, их связь с очаговыми поражениями мозга. Му-тизм, разорванность, бессвязность, неологизмы, аутизм. Патология мышления. Феноменология нарушений мышления. Нарушение операционально, динамической и личностного компонента мыслительной деятельности. Патология мыслительной деятельности в составе патопсихологических и нейропсихо-логических синдромов. Аномалии онтогенетического развития (слабоумие, деменция). Нарушения памяти. Феноменология нарушений памяти. Классификация амнезий по форме, этиологии, динамике. Нарушение памяти в результате нарушения мотивации. Нарушение динамики памяти. Современные теории нарушений памяти. Изменения эмоционально-мотивационной сферы. Нарушения эмоций: депрессия, мания, дисфория, апатия, эйфория. Этиология нарушения эмоций. Нарушение иерархии мотивов. Лобный синдром. Патология влечений. «Обеднение» мотивационной сферы. Нарушение сознания и самосознания. Категория сознания в медицине. Классификация нарушений сознания. Проявления бессознательного в случаях патологии психики. Нарушения самосознания. Деперсонализация, множественные личности (снижение, завышение, искажение самооценки). Аддиктивные расстройства. Этиология и эпидемиология аддиктивных расстройств. Виды аддикций. Психологический портрет аддикта. Специфика диагностики и психологического консультирования аддиктивных расстройств. IV. Патопсихология. Шизофрения. Этиология шизофрении с точки зрения различных психологических школ. Негативные и позитивные симптомы. Эпидемиология. Психотерапия. Классификация. Прогноз. Эпилепсия. Этиология. Патогенез. Основные симптомы. Изменения личности и интеллекта. Эпидемиология. Биполярные и монополярные расстройства. Этиология. Динамика состояния. Основные симптомы. Депрессия и мания. Субдепрессии и гипомания. Лечение. Умственная отсталость. Причины, формы. Степени интеллектуального дефекта. Эпидемиология. Структура нарушений психических процессов. Личностные расстройства (психопатии). Определение. Классификация по степени тяжести, происхождению. Разные классификации психопатий: по Шнейдеру, Случевскому, Леонгарду, Личко... Основные признаки психопатий, отличие их от декомпенсации аномалии личности. Невротические и соматоформные расстройства. Определение. Этиология с точки зрения всевозможных психологических школ. Ведущие симптомы в классических типах неврозов (неврастения, невроз навязчивых состояний, история). Внутренние конфликты при неврозах. Психотерапия. V. Психосоматические заболевания. Определение. Этиология с точки зрения различных психологических школ. Этиология с точки зрения разных психологических школ: теория специфического конфликта Александера, концепция профиля личности Данбар, концепция потери объекта Фрайбергера, алекситимия, системно-теоретические концепции, социопсихосоматика, психофизиологические концепции. Психосоматические заболевания, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания, аспекты пищевого поведения, желудочно-кишечные заболевания, кожные заболевания, заболевания эндокринной системы. VI.Методы исследования в клинической психологии. Естественный и искусственный эксперименты. Методики для исследования памяти. 10 слов, пиктограмма, методика Леонтьева, тест зрительной ретенции Бентона. Назначение, ведение протокола, интерпретация, специфика анализа результатов при разных психических заболеваниях. Методики для исследования внимания: «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Счет по Крепелину», «Черно-красная таблица Горбова», «Кольца Ландольта», «Отсчитыва-ние»... Исследование основных характеристик внимания, анализ полученных данных в контексте данного заболевания. Методики для исследования мышления. Классификация предметов и понятий. Сравнение предметов и понятий. «Существенные признаки». «Простые и сложные аномалии». «Воспроизведение рассказов», «Пробы Эббингауза», «Метафоры и пословицы». Проведение методик, протокол, интерпретация результатов в контексте конкретных психических заболеваний. Методы исследований. MMPI, методика самооценки. Дембо-Рубинштейны, исследование уровня притязаний, «незаконченные предложения» и другие. Специфика анализа полученных результатов в контексте конкретных психических заболеваний. Исследования речи. Исследование экспрессивной, импрессивной, письменной и внутренней речи при помощи простых заданий. Интерпретация полученных результатов. Исследование интеллекта. Методика Векслера. Специфика результатов исследования при разных формах психической патологии. VII. Психологическая интервенция. Определения: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. Развитие парадигм анормальной психологии. Цели психологического консультирования. Консультирование как психологический процесс. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта. Психологическое консультирование в клинике. Факторы, влияющие на процесс консультирования. Экспертное консультирование.
|