gototopgototop


                 


Образовательная программа "Клиническая психология"

Образовательная программа "Клиническая психология"

140 академических часов (4 учебных месяца)

 

Клиническая психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациентов и медицинских работников, профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

 

Цель курса: изучение теоретических основ клинической психологии, освоение практических умений, необходимых клиническому психологу для работы в учреждениях здравоохранения и личной практике.

Полученные знания, умения и навыки клинического психолога обеспечат квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе экспертной), психокоррекции и психологического консультирования (определение мишеней, способов консультирования).

 

 

Компетенции, формируемые в результате освоения курса

 

Процесс изучения курса направлен на формирование способности и готовности к:

  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
  • восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;
  • выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций  в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
  • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций  в норме и при психических отклонениях;
  • реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

 

 

Тематическое содержание курса

 

I. История клинической психологии.

Первые научные представления о психике, психических процессах и их нарушениях. Упадок развития психологии, медицины в средние века в Европе, достижения арабских вра­чей. Развитие представлений о психике в эпоху ренессанса (Декарт, Спиноза). Эмпирическая психология Локка. Конец XVIII-начало XIX веков: исследование деятельности мозга, связь поражения отдельных областей мозга с психическими функциями (Брок, Галль, Холле). Ис­следование Вундта. Понятие «клиническая психология», введенное Уитмером. Первое экс­периментально-психологические лаборатории в России. Вклад в развитие клинической пси­хологии Крепелина, Кречмера. Бине, Жанэ. Глубинная психология (Фрейд). Бихевиоризм (Уотсон), необихевиоризм (Скиннер, Толлер, Холл). Гештальт- психологи (Вертхаймер, Кел­лер, Коффка, Левин).

Проблема соотношения мозга и психики (Павлов, Бехтерев, Клейст). Развитие глубин­ной психологии: аналитическая психология, индивидуальная психология, гуманистическая. Психоаналитическая психология, интерперсональная теория психиатрии. Развитие клиниче­ской психологии в России (Осипов, Вырубов, Лурия, Павлов, Бехтерев, Мясищев). Когни­тивная психология, когнитивная психотерапия (Эллис, Бек). Гуманистическая психология (Маслов, Уоллпорт, Роджерс). Гуманистический подход в психотерапии (Перлз, Франкл, Лоуэн). Развитие нейропсихологии в России (Хомская, Целикова, Корсакова, Вассерман).

 

II. Теоретико-методологические основы «Клинической психологии».

Мировоззренческая позиция клинического психолога: психоаналитическая модель, когнитивно-бихевиоральная, гуманистическая, экзистенциальная... Принципы клинической психологии, в которых реализуется методология: детерминизма, единства сознания и дея­тельности, рефлекторный, историзма, структурности личностного подхода. Категория пси­хического здоровья. Определение болезни. Границы психической «нормы» и «не нормы». Принципиальные трудности теоретического решения этой проблемы. Основные категории психического аппарата: категория «фактора», категория психологического синдрома, катего­рия «внутренних переменных», «процессуальная ориентация». Этика в клинической психологии.

 

III. Типология нарушений.

Типология нарушений (изменений) психических процессов, свойств, состояний при разных видах патологии психики.

Нарушения восприятия. Агнозии, виды агнозий. Иллюзии. Галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации). Этиология псевдогаллюцинаций.

Нарушения произвольных движений. Апраксин. Виды апраксий. Нейропсихический анализ. Нарушения речевой регуляции произвольного поведения (поражение лобных долей мозга). Феноменология кататонических двигательных расстройств. Кататонический ступор, кататоническое возбуждение.

Нарушение речи. Афазии, виды афазий, их связь с очаговыми поражениями мозга. Му-тизм, разорванность, бессвязность, неологизмы, аутизм.

Патология мышления. Феноменология нарушений мышления. Нарушение операцио­нально, динамической и личностного компонента мыслительной деятельности.

Патология мыслительной деятельности в составе патопсихологических и нейропсихо-логических синдромов. Аномалии онтогенетического развития (слабоумие, деменция).

Нарушения памяти. Феноменология нарушений памяти. Классификация амнезий по форме, этиологии, динамике. Нарушение памяти в результате нарушения мотивации. Нару­шение динамики памяти. Современные теории нарушений памяти.

Изменения эмоционально-мотивационной сферы. Нарушения эмоций: депрессия, ма­ния, дисфория, апатия, эйфория. Этиология нарушения эмоций. Нарушение иерархии моти­вов. Лобный синдром. Патология влечений. «Обеднение» мотивационной сферы.

Нарушение сознания и самосознания. Категория сознания в медицине. Классификация нарушений сознания. Проявления бессознательного в случаях патологии психики. Наруше­ния самосознания. Деперсонализация, множественные личности (снижение, завышение, ис­кажение самооценки).

Аддиктивные расстройства. Этиология и эпидемиология аддиктивных расстройств. Виды аддикций. Психологический портрет аддикта. Специфика диагностики и психологического консультирования аддиктивных расстройств.

 

IV. Патопсихология.

Шизофрения. Этиология шизофрении с точки зрения различных психологических школ. Негативные и позитивные симптомы. Эпидемиология. Психотерапия. Классификация. Прогноз.

Эпилепсия. Этиология. Патогенез. Основные симптомы. Изменения личности и интел­лекта. Эпидемиология.

Биполярные и монополярные расстройства. Этиология. Динамика состояния. Основные симптомы. Депрессия и мания. Субдепрессии и гипомания. Лечение.

Умственная отсталость. Причины, формы. Степени интеллектуального дефекта. Эпиде­миология. Структура нарушений психических процессов.

Личностные расстройства (психопатии). Определение. Классификация по степени тя­жести, происхождению. Разные классификации психопатий: по Шнейдеру, Случевскому, Леонгарду, Личко... Основные признаки психопатий, отличие их от декомпенсации анома­лии личности.

Невротические и соматоформные расстройства. Определение. Этиология с точки зре­ния всевозможных психологических школ. Ведущие симптомы в классических типах невро­зов (неврастения, невроз навязчивых состояний, история). Внутренние конфликты при нев­розах. Психотерапия.

 

V. Психосоматические заболевания.

Определение. Этиология с точки зрения различных психологических школ. Этиология с точки зрения разных психологических школ: теория специфического конфликта Александера, концепция профиля личности Данбар, концепция потери объекта Фрайбергера, алекситимия, системно-теоретические концепции, социопсихосоматика, психофизиологические концепции. Психосоматические заболевания, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания, аспекты пищевого поведения, желудочно-кишечные заболевания, кожные заболевания, заболевания эндокринной системы.

 

VI.Методы исследования в клинической психологии.

Естественный и искусственный эксперименты. Методики для исследования памяти. 10 слов, пиктограмма, методика Леонтьева, тест зрительной ретенции Бентона. Назначение, ве­дение протокола, интерпретация, специфика анализа результатов при разных психических заболеваниях.

Методики для исследования внимания: «Таблицы Шульте», «Корректурная проба», «Счет по Крепелину», «Черно-красная таблица Горбова», «Кольца Ландольта», «Отсчитыва-ние»... Исследование основных характеристик внимания, анализ полученных данных в кон­тексте данного заболевания.

Методики для исследования мышления. Классификация предметов и понятий. Сравне­ние предметов и понятий. «Существенные признаки». «Простые и сложные аномалии». «Воспроизведение рассказов», «Пробы Эббингауза», «Метафоры и пословицы». Проведение

методик, протокол, интерпретация результатов в контексте конкретных психических заболе­ваний.

Методы исследований. MMPI, методика самооценки. Дембо-Рубинштейны, исследова­ние уровня притязаний, «незаконченные предложения» и другие. Специфика анализа полу­ченных результатов в контексте конкретных психических заболеваний.

Исследования речи. Исследование экспрессивной, импрессивной, письменной и внут­ренней речи при помощи простых заданий. Интерпретация полученных результатов.

Исследование интеллекта. Методика Векслера. Специфика результатов исследования при разных формах психической патологии.

 

VII. Психологическая интервенция.

Определения: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психо­терапия. Развитие парадигм анормальной психологии. Цели психологического консультирования. Консультирование как психологический процесс. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта. Психологическое кон­сультирование в клинике. Факторы, влияющие на процесс консультирования. Экспертное консультирование.