СКАЗКА |
Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог «Я говорю, ей говорю, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего несколько дней, мне надо по работе. А она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить при этом?» - сокрушается мама очаровательной трехлетней малышки. Ответ на вопрос, заданный обеспокоенной мамой, прост и сложен одновременно. Он прост, потому что такая несложная вещь, как сказка, способна подготовить ребенка к неприятной, но необходимой ситуации – отъезду мамы. Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребенку было бы трудно воспринять без сказочной обертки.
Сложность полученного ответа заключается в том, что далеко не всегда у уставшей мамы найдутся силы, время, желание и фантазия для того, чтобы не просто почитать детскую книжку, а сочинить сказку для ребенка. Не обычную сказку, а такую историю, которая бы производила желательный терапевтический эффект. Итак, приступаем к сочинению сказки. Сначала выбираем сложную ситуацию: в данном случае это вынужденный отъезд мамы на несколько дней. Ребенок знает о предстоящем событии, беспокоится, переживает, говорит, что не отпустит маму, не останется с бабушкой. Здесь важно решить, какие моменты должны войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять сценарий ваших действий: как надолго вы уезжаете, кто будет проводить время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад и многое другое. Вам хотелось бы, во-первых, избежать «предварительных» капризов, во-вторых, сохранить собственное спокойствие в этой ситуации, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: «меня не будет несколько дней» и сберечь при этом хорошие взаимоотношения. Следующий этап – выбор героев сказки. Вы обращали внимание, как слушают дети искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Это очень ответственный этап. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем, и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «…это ведь не со мной происходит, а с ним…» Желательно, чтобы для Вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в Вашей сказке. Это важно в том случае, если Вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка. За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про мамину командировку. Почему используется именно формулировка: «начать рассказывать»? Потому что вы наверняка замечали, что дети в возрасте 2.5 – 5 лет очень любят сказки с циклическим сюжетом (когда один и тот де сюжет повторяется многократно с незначительными вариациями: сказка «Колобок», «Теремок», «Репка»), а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому в рамках подготовки ребенка к отъезду мамы сказка будет рассказана многократно, дополнена большим количеством подробностей, станет совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков. Сказка про командировку
Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама- зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море (этот список можно пополнять своими любимыми способами проводить время с ребенком)… Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями: это любимые способы проведения свободного времени, детали, касающиеся работы родителей и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение. После окончания сказки ее необходимо обсудить с ребенком, можно задать такие вопросы:
Можно провести параллели между сказочными событиями и событиями, которые предстоят ребенку в жизни. Однако можно этого и не делать, потому что ребенок бессознательно воспримет сказочную ситуацию, как свою. Поход в поликлинику на прививку – еще одна сложная для родителей и ребенка ситуация. Ребенок знает о предстоящей процедуре, беспокоится, переживает, говорит, что останется дома (данная ситуация рассматривается применительно к ребенку двух-четырех лет). Вам хотелось бы, во-первых, избежать «предварительных» капризов, во-вторых, спокойно пережить саму процедуру прививки, в-третьих, иметь возможность сказать ребенку правду: «будет больно» и сохранить при этом хорошие взаимоотношения. Сказка про прививку
Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, редко бывал дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.
Затем можно провести параллель между сказкой о зайке и реальным посещением врача, предстоящим ребенку завтра. Этого можно и не делать, так как для ребенка, ассоциировавшего себя с зайкой, они в любом случае будут присутствовать. Таким образом, можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку, от укладывания спать до вынужденной командировки мамы. Как уложить ребенка спать быстро и без капризов? Ответ на этот вопрос может дать еще одна сказка – Сонная. СОННАЯ СКАЗКА
Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила: Таким образом, можно обыграть любое событие, которое необходимо принять ребенку, от ночного прихода в постель к родителям до курса уколов, предстоящего ребенку.
|