gototopgototop

Образовательная программа "Групповая психотерапия"

Курс предназначен для психологов, психотерапевтов, специалистов, заинтересованных в ведении терапевтических групп и групп личностного роста разных форматов, а также студентов профильных направлений.

 

Пройдя курс, вы:

  • Узнаете, какие факторы определяют эффективность групповой терапии.
  • Разовьете рефлексивные навыки, необходимые в профессиональной деятельности.
  • Получите опыт нахождения в терапевтической группе.
  • Сформируете практические навыки в наблюдении за отдельными участниками в группе, а также изменениями, развитием, потребностями группы в целом.
  • Научитесь отслеживать и эффективно использовать групповую динамику.
  • Узнаете, что такое групповая тема и групповая атмосфера.
  • Узнаете, как работать с трудными группами и сложными участниками.
  • Будете лучше замечать и анализировать отношения между группой и групповым ведущим.
  • Поработаете ведущим группы под супервизией, получите профессиональную обратную связь.


Кратко о групповой психотерапии

Групповая психотерапия — это метод, который позволяет решать психотерапевтические задачи за счёт использования групповых процессов.
Основной инструмент психотерапевтического воздействия — группа, позволяющая выйти на понимание и коррекцию её участниками собственных проблем за счёт межличностного взаимодействия, групповой динамики.


На группе можно научиться:

  • Говорить так, чтобы вас слышали.
  • Отстаивать своё мнение и говорить "нет".
  • Говорить о своих желаниях и удовлетворять их.
  • Быть более точными в отношениях с другим.
  • Открыто говорить о себе и доверять другим людям.
  • Признаваться в симпатии или неприязни.
  • Лучше понимать, чего хотят от вас люди.
  • Осознавать, чего вы хотите от них на самом деле, свои чувства, желания и потребности.
  • Понимать, чего вы хотите от себя, от своего настоящего и будущего.
  • Быстро устанавливать доверительные отношения.
  • Эффективно договариваться с людьми.
  • Предотвращать конфликты.
  • Быть более открытыми и естественными в общении.
  • Получать от общения истинное удовольствие.


Темы, с которыми можно работать на терапевтических группах, могут быть самыми разными, например:

  • Желание что-то поменять в жизни.
  • Недовольство собой и другими людьми.
  • Разочарование.
  • Неудовлетворённость отношениями.
  • Проблемы на работе.
  • Отсутствие денег.
  • Тревожные мысли.
  • Манипуляции и шантаж в отношениях.
  • Отношения в паре.
  • Ответственность и инициатива в отношениях мужчины и женщины.
  • Отношения "родитель-ребёнок".
  • Деньги и власть.


Программа курса

Формирование группы.

  • Знакомство участников, цели и задачи, формирование учебной группы. Теория: основные понятия и история групповой терапии.
  • Терапевтический контракт и правила группы. Цели и результаты групповой психотерапии. Показания и противопоказания групповой психотерапии.
  • Виды и формы групповой работы: Т-группы, группы встреч, тренинги умений, терапевтические группы и т.д.

Терапевтический групповой процесс и личность ведущего.

  • Профессиональные требования к личности психотерапевта.
  • Взаимосвязь профессиональных трудностей и личных проблем ведущего.
  • Специфика группы и групповой терапевт. Стили ведения группового терапевта. Ко-терапевтическое взаимодействие.
  • Определение эффективной стратегии работы группового ведущего. Выбор технических приёмов, групповых заданий, экспериментов, направленных на поддержание контакта.

Групповой процесс и групповое взаимодействие.

  • Стадии развития группы, групповая динамика. Способы решения конфликтов в группе.
  • Трудные участники группы. Работа с сопротивлением группы. Групповые роли.
  • Способы общения в группе, безопасная обратная связь (теория и практика).

Групповая атмосфера и групповая динамика. Группа как целое.

  • Группа как целое. Терапевтические факторы в развитии группы.
  • Групповая атмосфера. Различные модели групповой динамики.
  • Диагностика общегрупповых феноменов и их связь с определёнными фазами развития группы.

Практика с супервизией и итоги.

  • Поочерёдная работа участников в качестве ведущих группы (индивидуально и в парах).
  • Супервизия работы участников.
  • Разбор работы группы.
  • Навыки оценки специфики группы и состояния группового терапевта.
  • Проблемы ко-терапевтического взаимодействия в групповой работе.