Образовательная программа "Транзактный анализ" |
Образовательная программа "Транзактный анализ"
140 академических часов
1. Цели и задачи курса. Помочь студентам разобраться в основных понятиях транзактного анализа и перспективах его профессионального использования. Продемонстрировать студентам коммуникативные и терапевтические возможности транзактного анализа (ТА). Рассмотреть развитие ТА и зоны применения в современной консультативной практике.
2. Виды занятий и методики обучения.
3. Тематический план. Основные темы:
4. Содержание курса Философия ТА. ТА - это система представлений, описывающая человека. Как он устроен психически. Как он уживается с другими людьми. Что ему нужно с момента рождения и до самой смерти... Когда понимаешь как "ВСЁ устроено" жизнь становится более понятной и иногда более радостной. Становится понятней, почему не получается задуманное, и у себя, и у клиентов. Наградой за это приходит ощущение уверенности. ТА базируется на двух основных принципах: контрактный метод, открытая коммуникация.
Теория личности в ТА. Модель эго-состояний. Отличия структурных и функциональных моделей.Модель описывает три различных эго-состояния. Как применяется модель эго-состояний для понимания различных аспектов личности.
Анализ взаимодействий. Транзакции, поглаживания, структурирование времени.Использование моделей эго-состояний для анализа последовательных трансакций называется собственно трансакционным анализом. В языке ТА любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психологического здоровья. Когда люди обмениваются трансакциями в группах и парках, они проводят свое время по-разному, что можно классифицировать и проанализировать. Это - анализ структурирования времени.
Сценарная теория ТА.Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они могут прийти к разрешению этих проблем.
Автономия.Для реализации нашего полного потенциала как взрослых людей, нам необходимо модернизировать стратегии поведения в жизни, которые мы приняли, будучи детьми. Когда мы обнаруживаем, что эти стратегии более не работают на нас, нам необходимо заменить их на новые, которые будут работать на нас. В терминах ТА нам необходимо выйти из сценария и достигнуть автономии. Техника ТА предназначена помочь людям достигнуть автономии, основными чертами которой является осознание, спонтанность и доверие собственной интуиции. При этом автономия предполагает также умение решать возникающие проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.
Практическая часть курса включает в себя освоение применения терапевтических влияний на разных уровнях.
Результаты курса для профессионалов (психологов, врачей, педагогов)
Результаты курса для непрофессионалов (обучающихся с целью саморазвития)
Полученные навыки проверяются и закрепляются в ситуациях групповой работы и индивидуального консультирования.
5. Литература.
|