gototopgototop


                 


Природа и власть гендерных предрассудков
 Происхождение предрассудков
Гендерные предрассудки

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

Предрассудок (перед рассудком) – то, что предшествует рассудку, согласно внутренней форме слова. Толковый словарь русского языка называет предрассудком «ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-либо», также указывая на то, что процессы, управляемые предрассудками, давно не подвергались ревизии разума.

Предрассудки вообще, и гендерные, имеющие отношение к половой принадлежности человека, играют не маловажную роль в нашей жизни. Они отвечают за автоматизм восприятия, позволяя действовать стандартным образом в стандартных ситуациях. Например, при приеме на работу офис-менеджера, резюме претендентов-мужчин (при условии, что руководитель мужчина), с большой долей вероятности, рассматриваться не будут. Хотя мужчина, вероятно, мог бы справиться со своей работой не хуже женщины.

 Происхождение предрассудков

Предрассудки берут начало из многих источников, одним из основных источников является семья и ближайшее социальное окружение. Итак, многими предубеждениями человека снабжает его семья. С первых же дней жизни родители передают ребенку "послания", на основе которых и формируются его стеоретипизированные представления о себе, об окружающих, о мире в целом.

Большой блок родительских посланий, как правило, касается непосредственно гендерных взаимоотношений. Каждый ребенок получает определенные предписания от родителей или других значимых взрослых относительно пола: как необходимо вести себя в соответствии с характеристиками своего пола, как должны себя вести представители противоположного пола, каким образом должны строиться отношения между полами. Например, предписание "Когда ты женишься..." имеет сообщение, отличное от "Если ты только женишься...". На будущие половые роли и установки ребенка влияют такие утверждения, как:

“Женщина не птица, баба не человек”.
"Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей".
"Женщина должна быть босая, беременная и на кухне".
"Умные выходят замуж, остальные женятся"
"Мужчина – голова, женщина – шея: куда хочу, туда верчу".

Родители формируют представления ребенка также, например, о профессиональном сценарии посредством таких высказываний:

“Все женщины в нашей семье занимаются исключительно домом”.
“Мужчины нашего рода испокон века становятся врачами”.
"Этот малыш никогда не найдет работу".
"Из тебя выйдет прекрасная учительница!"
"Она слишком ленива для того, чтобы работать".

 

Таким образом, люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Затем многие стереотипизированные представления, принесенные из детства и семьи, человек, не подвергая ревизии, использует во взрослой жизни, в личных и профессиональных взаимоотношениях.

Например, руководитель фирмы твердо убежден (в его семье это было непреложным правилом), что «когда говорят мужчины, женщины сидят на кухне и молчат». Вряд ли в этой компании женщины когда-либо будут занимать должности, дающие право голоса.

Гендерные предрассудки

Гендерные предрассудки – предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований - одни из самых распространенных в мире.

Эти стереотипы помогают находить рациональное объяснение для гендерных ролей. В результате изучения наиболее распространенных в мире стереотипов “…Дж. Уильямс и Д. Бест отмечают: если женщины обеспечивают основной уход за маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы. Если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно смелые” (Д. Майерс Социальная психология. – СПб., 1998).

Социальные психологи и социологи исследуют феномен предрассудка. Общественное мнение не отрицает их наличие и участие в регулировании общественных отношений, закономерно возникает вопрос: какие гендерные предрассудки существуют в деловой сфере, каким образом они преломляются через призму бизнеса?

Руководители предприятий, принявшие участие в опросе, касающемся гендерных предрассудков, дали следующие ответы:

Ольга Знаменщикова, коммерческий директор ООО Швейное предприятие «Классика»:
Может быть, это мое предубеждение, но первым руководителем должен быть мужчина, женщина же априори занимает подчиненное положение. На мой взгляд, женщина более органично вписывается в роли помощника или заместителя. Красивый представительный мужчина в качестве первого лица компании лучше, чем женщина, тем более, что такое положение вещей отвечает запросам и ожиданиям общества. На высшем руководящем уровне мужчина будет воспринят более адекватно, чем женщина. Конечно, швейное производство – традиционно женское, предполагающее, что и во главе должна стоять женщина. Однако, если задуматься, то технология руководства швейным производством не отличается от руководства какого-нибудь, например, машиностроительного предприятия. Мне кажется, такая связка: первое лицо компании мужчина, второе – женщина – оптимальна. Мужчина решает стратегические задачи и проводит официальную политику, а женщина решает тактические задачи и является «человечным» лицом руководства: сотрудницам (их у нас 95%) гораздо проще обратиться ко мне со своими нуждами, чем к генеральному директору (мужчине).

Марина Колесникова, директор агентства филиала ОСАО «РЕСО-гарантия» г. Новосибирск:
Считается, что у мужчины больше сил, способностей, возможностей и времени для того, чтобы строить бизнес. Хотя жизнь показывает другое: есть женщины, которые способны лучше мужчины организовать предприятие и просчитать ситуацию, есть такие женщины. Наверное, скорее склад характера определяет место человека, а не пол. Мужчине в бизнесе легче, женщине мешают предубеждения, как относительно нее, так и ее собственные. Иногда мне кажется, чтобы стать руководителем в мире мужчин, женщине необходимо приобрести ряд мужских черт, таких как управленческая цепкость, амбициозность в лучшем смысле этого слова, мужской образ жизни: ненормированный рабочий день, высокий темп жизни. Вообще, если отбросить все предрассудки, то не могу сказать, что женщина руководитель лучше, чем мужчина, но не хуже – это точно.
 

Алексей Афонин, директор ООО КА «Карьера»
В работе моего агентства я мог бы отметить некоторые гендерные закономерности. Например, работодатель при приеме на работу женщины акцентирует внимание на таких параметрах как уровень профессионализма, внешность и занятость (наличие у женщины семьи и детей), в то время как при приеме на работу мужчины значение имеет исключительно его профессионализм. Женщины при выборе работы значительно более привередливы, как правило, они указывают значительно большее число параметров, которым должна соответствовать будущая работа, наиболее распространенные из них: стабильный график работы, чистая работа, оборудованное рабочее место, обязательные выходные, социальный пакет. Представления женщин о зарплате в соответствующей области чаще бывают оторваны от реальности, мужчины, как правило, лучше ориентируются в рынке труда. Следует отметить, что предельно расплывчатый запрос: «Хочу работу, но не знаю, какую именно», не имеет гендерной предрасположенности и поступает с завидной регулярностью как от мужчин, так и от женщин. Вообще, работа моего агентства строится таким образом, что определяющее значение имеют профессиональный уровень клиента и его желание работать, а не половая принадлежность.
 

Егор Мандрик, заместитель директора по производству ООО «Оптоэлектроника»
Я бы не назвал то, чем я руководствуюсь в обращении с сотрудниками-женщинами, предрассудками, скорее это меры техники безопасности и здравый смысл. Нельзя поручать женщине таскать тяжести, сверлильные работы и подобное, потому что это опасно. Но, как показывает опыт, те работы, для которых требуется усидчивость, точность, аккуратность, монотонность, женщины обычно выполняют лучше. Безработица среди женщин выше, поэтому женщины чаще соглашаются работать за меньшую зарплату. А вообще, если человек хорошо делает свою работу, я не провожу разграничений по полу.
 

Владислав Сысоев, директор ООО Швейное предприятие «Классика»:
Предрассудки, безусловно, существуют. Например, когда я нуждаюсь в технической консультации, а в роли консультанта выступает женщина, испытываю некоторое смущение до тех пор, пока не услышу первый внятный ответ. «Женщина слаба в технических деталях, - это мой предрассудок, я осознаю его таковым, но консультироваться по компьютерным, автомобильным и прочим техническим вопросам предпочитаю у консультантов-мужчин. Всегда могу отличить женщину-водителя от мужчины-водителя на дороге. Не скажу, что женщины водят плохо, скорее своеобразно… Что касается деловой практики, то здесь я не вижу существенных отличий. Единственное. Что женщины-руководители, как мне кажется, подают себя, делая акцент на половой принадлежности. Мужчины одеваются спокойнее и переговоры ведут более отчетливо. Хотя, конечно, это только тенденция, везде встречаются исключения. Так что лично я не вижу особых влияний пола на ведение бизнеса. Стиль общения женщины отличается от стиля общения женщины, но это обусловлено общественными нормами.
 

Резюмируя информацию, содержащуюся в ответах участников опроса, можно сказать:

  • Гендерные предрассудки существуют, однако респонденты-мужчины предпочитают их называть несколько иначе: стереотипы, меры техники безопасности, здравый смысл, закономерности.
  • Респонденты-женщины отмечают, что для успешного ведения бизнеса, руководителю-женщине, необходимо обретение некоторых мужских черт; вообще для женщины более комфортно место второго лица компании, нежели первого, поскольку руководитель-мужчина лучше воспринимается общественным сознанием.
  • Женщина в бизнесе обычно не воспринимается исключительно как профессиональная единица, женская составляющая в образе руководителя всегда присутствует.
  • Мужчин в бизнесе больше, и они более успешны, потому что на них не лежит двойная нагрузка: в дополнение к работе забота о доме и семье.
  • Труд женщины может быть оценен ниже мужского.
  • Специализация в решении бизнес-задач различного типа объясняется не гендерными предрассудками, а психологическими особенностями, присущими соответствующему полу. Например, у мужчины легче получается увидеть проблему в перспективе и осуществить стратегическое планирование, в то время как женщина сильнее в деталях и тактическом планировании. Исследование традиционно женских занятий указывает на то, что многие из них не имеют ни ярко выраженного результата, ни окончания (работа по дому, воспитание детей) – психологически женщина настроена на процесс, поэтому ей легче дается совершение однообразных, рутинных дел. Мужчина, как правило, настроен на результат и дискретно протекающую работу, когда одно дело четко отделено от другого.

Опрос не позволил выявить списка предрассудков, что вполне закономерно, так как для руководителя сказать о себе: «В работе я руководствуюсь следующими предрассудками», означало бы указать на собственную некомпетентность. Однако несомненная ценность предпринятого исследования в том, что, отвечая на вопросы, касающиеся предрассудков, руководитель получает возможность подумать над теми вопросами, над которыми думать часто не хватает времени и внутренних ресурсов: что в руководящей линии является взвешенным интеллектуальным решением, что производственной необходимостью или здравым смыслом, а что попросту предрассудком.