gototopgototop



                 


Образовательная программа "Психоанализ и психоаналитически-ориентированная психотерапия"

140 академических часов

 

Психоанализ — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в конце XIX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе, США и Латинской Америке. Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом как научная теория о психике человека. В XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр с ученой степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

 

Программа курса:

Теоретический блок:

1. Модели психики, психической деятельности, терапевтических способов воздействия на психическую деятельность.

2. Этапы развития психоанализа:

2.1. Классический психоанализ

2.2. Эго-психология

2.3. Теория объектных отношений

2.4. Психология самости.

3.Психоаналитическая диагностика.

3.1. Уровни организации психики (психотический, пограничный, невротический)

3.2. Типы организации психики (характеры)

4. Теория переноса и методы работы с переносом.

5. Защиты и сопротивления в аналитическом процессе.

6. Теория сновидений и методы работы со сновидениями.

7. Психоанализ психосоматических расстройств.

8. Психоанализ любовных отношений.

 

Практический блок:

  1. Начало психоаналитического процесса.
  2. Средняя часть терапии.
  3. Завершение терапевтического процесса.
  4. Работа в варианте поддерживающей психотерапии.
  5. Работа с пограничными пациентами - экспрессивная терапия.
  6. Классический психоанализ - работа на уровне невротических проблем пациента.
  7. Техники работы с сопротивлениями.
  8. Техники работы с переносами.
  9. Терапия через взаимоотношения «терапевт-пациент»
  10. Работа со сновидениями в психоаналитическом процессе.
  11. Принципы работы с психосоматическими расстройствами.