gototopgototop

Супервизор как «третий» в кабинете психолога

Александр Николаевич Гришанов, супервизор, тренинговый аналитик Национальной Федерации Психоанализа.

В психоаналитически ориентированной психотерапии существует два условия успешной профессиональной деятельности психотерапевта, психоаналитика, психолога - консультанта. (Далее в тексте многообразие этих названий заменим одним термином – аналитик). Эти условия пришли к нам из классического психоанализа и подтверждены столетием его клинической практики.

Первое условие - постоянное или регулярное пребывание аналитика в собственной терапии или как говорят психоаналитики - «в анализе». Это дает возможность поддерживать себя в состоянии «психического здоровья» и обеспечивает способность полноценно использовать свою психику как надежный инструмент в работе с клиентом.

 
Может ли быть психоанализ «удобным» для пациента?

Александр Николаевич Гришанов, супервизор, тренинговый аналитик Национальной Федерации Психоанализа.

В психоаналитической терапии эффективная работа предполагает длительное и регулярное взаимодействие аналитика и пациента. Несмотря на то, что сознательно пациент стремится сделать все возможное, чтобы избавиться от своих психологических трудностей - страхов, навязчивостей или депрессивного состояния, быстро изменить что - либо в причинах, порождающих болезненные симптомы весьма сложно. К сожалению, «таблетку счастья», моментально избавляющую от всех внутренних проблем, до сих пор не изобрели, хотя часто пациенты, приходящие на прием к психологу, надеются именно на ее получение.

Рассмотрим ситуацию, когда пациенту хочется быстро «стать счастливым» и поэтому продолжительную работу с аналитиком он отвергает. В этом случае классическую технику психоанализа, направленную на глубинные изменения пациента, аналитик вынужденно модифицирует для проведения «косметической» психотерапии. В результате такой работы у пациента могут быть сформированы некоторые поверхностные изменения, которые, тем не менее, позволяют ему вернуться к привычному варианту своего существования. Этот вариант «неполноценной» работы психоаналитика можно назвать компромиссным, «удобным» для современного пациента, который готов мириться с «тлеющим» в себе конфликтом, только бы не погружаться в долгую работу и многолетнее хождение в кабинет к аналитику.

 
Особенности психологического онлайн-консультирования

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

Прежде чем заниматься непосредственно этим вопросом, необходимо хотя бы конспективно разобраться в понятиях и определиться с тем, что такое консультирование вообще, и только потом отделять онлайн- консультирование от консультирования в целом.

Психологическое консультирование - относительно новая область профессиональной деятельности, выделившаяся из врачебной психотерапевтической практики как система работы со здоровыми людьми, имеющими проблемы в повседневной жизни. И заниматься такой деятельностью стали наряду с врачами-психотерапевтами люди, имеющие своей специальностью психологию и специализирующиеся в консультационной деятельности.

 
Аналитик как «козел отпущения» при отыгрываниях пациента «вовне»

Александр Николаевич Гришанов, супервизор, тренинговый аналитик Национальной Федерации Психоанализа.

В психоаналитической работе время от времени возникают необычные случаи, о которых хочется рассказать, естественно, соблюдая все моменты конфиденциальности. Работа с пациенткой, о которой говориться в статье, закончилась 6 лет назад и длилась примерно 2 года. Описание этого случая было представлено на Летней школе по психоанализу в Санкт-Петербурге в 2007г., а позже опубликовано в «Вестнике Психоанализа» №1-2007г. Представленная статья может показаться несколько сложной для ознакомления человеку, не знакомому с психоаналитической терминологией, но я не стал упрощать давно написанный текст, рекомендуя читающему просто уловить направление мысли, пропуская незнакомые термины. Если же у кого-то возникнет желание познакомиться ближе с изложением основ психоанализа, то могу порекомендовать книгу З.Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции».

 
СКАЗКА

Анна Бердникова, кандидат филологических наук, семейный психолог

«Я говорю, ей говорю, что не могу остаться с ней, что она несколько дней поживет у бабушки, а потом я приеду. Всего несколько дней, мне надо по работе. А она (трехлетняя дочь) не хочет меня слушать, закрывает уши, убегает и плачет. Как ей объяснить и не расстроить при этом?» - сокрушается мама очаровательной трехлетней малышки.

Ответ на вопрос, заданный обеспокоенной мамой, прост и сложен одновременно.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 3